Типы лидерства. Работающие теории лидерства!

Просмотров: 788

Поделиться

В данной статье я расскажу о типах лидерства, формировании команд и о работающих моделях лидерства. Много разных существует моделей лидерства на российском пространстве, но в бизнес среде работают только 2 модели. Первая модель лидерства — это авторитарная. Она у нас еще со времен СССР. Особенность ее  в том, что руководитель — это начальник или директор, раздает всем четкие указания, что надо делать. Думать при этом на самом деле не надо, а лишь исполнять его поручения. За любым вопросом или решением надо идти к нему и получать его одобрение, то есть какое-то визирование. Все полномочия, все права лежат полностью на нем. Все остальные — всего лишь исполнители. Только он знает, как все делается, то есть, грубо говоря, он как вожак стаи. Все к нему обращаются к нему, и самостоятельных решений быть не может.

Эта модель формирования команд активно используется со времен СССР. Если ты помнишь, была даже такая поговорка «Я — начальник, ты — дурак», показывающая эту модель управления, когда кто-то существенно превалирует за счет своего авторитета. Проблема этой модели лидерства заключается в том, что все потоки полностью проходят через этого вышестоящего человека. Раздать всю работу на нижний уровень менеджерам просто физически невозможно, надо каждому объяснить алгоритм, каждого перепроверить, а все полномочия только у одного человека. Никаких полномочий больше не роздано. То есть модель делегирования в этом случае не работает. В такой системе очень низкая производительность, потому что  команда не может автономно работать. Начальник должен постоянно присутствовать, у него будут колоссальные переработки. Он постоянно на работе, у него стрессы, нагрузки со всеми вытекающими последствиями. Производительность и эффективность труда очень низкая. Все зависит от одного человека, который перегружен, постоянно в стрессе, в плохом настроении. Из-за этого он может часто болеть.

Есть другая модель лидерства, которая сейчас используется на Западе и уже привносится на российское пространство в крупные госкорпорации. Это модель построения команд, там есть делегирование и передача прав. Делегирование — это не просто постановка задачи. Например, когда ты говоришь человеку,  вот тебе такая-то сумма денег, иди в магазин и по списку купи продукты, приноси чек — это четкая понятная задача. Это не делегирование. Делегирование — это когда ты говоришь человеку, что надо, чтобы в холодильнике были продукты, чтобы он сам определил, что покупать при определенном еженедельном бюджете. Холодильник должен быть наполнен продуктами, чтобы из них можно было приготовить, например, завтрак и ужин. Ты уже не лезешь в детали, что конкретно будет покупать этот человек, он сам решает. У него есть бюджет, в рамках которого он сам выбирает, какие продукты купить. То есть делегирование всегда связано с передачей прав. В этом случае начальник должен отдать часть этих прав подчиненному, чтобы он решал этот вопрос. Таким образом начальник вместо того, чтобы брать на себя все полномочия, начинает часть из них делегировать. В результате каждый из членов команды начинает работать автономно, решать в рамках поставленных задач какие-то свои. Особенность в том, что ты можешь нанять не просто рабочую силу. В авторитарной модели построения лидерства ты можешь нанять совсем дешевую рабочую силу, потому что это руки, им думать не надо, чтобы человек мог выполнить простую задачу. Во второй модели лидерства ты делегируешь часть своих обязанностей и прав. Это уже должны быть профессиональные кадры, которые знают лучше, чем ты, как выполнить задачу. То есть должны быть хорошие сильные эксперты, которым платят много денег. Если в первой модели лидерства вся ответственность лежит на начальнике, и менеджеры спокойно могут халтурить, потому что за все отвечает начальник, им все равно, что будет. То во второй модели лидерства так не получится. Так как права делегированы, то отвечают одновременно и тот человек, который выполняет этот кусок задач, и его начальник. То есть вся команда отвечает. Если один член команды подводит, то плохо становится всей команде. Если делает хорошо, то это тоже передается всей команде. Это взаимосвязанная работа. В инфобизнесе есть задачи, где можно работать по авторитарной модели лидерства, то есть исполнителям не надо думать, у них  простые технические задачи. Ты говоришь, что надо сделать определенный пошаговый алгоритм, и человек каждый день что-то делает, думать ему не надо. А бывают задачи, где действительно надо брать толкового человека, которому ты делегируешь свои полномочия. В этом вопросе ты можешь не разбираться, человек будет лучше тебя это делать. Он отвечает за этот аспект, так как ты передаешь ему часть своих полномочий. По большому счету уровень ответственности перекладывается на вас двоих.


Поделиться

Вам понравиться

Добавить комментарий