Типы конфликтов. Как узнать тип конфликта. Как управлять конфликтом!

Просмотров: 178

Поделиться

В данной статье я расскажу о типах конфликтов, и как ими можно управлять. Есть первый тип конфликта — это конфликт за конкретный ресурс. К примеру, в бизнесе — это за клиента. Например, на одной улице стоят магазины, которые продают один и тот же товар. Естественно, они конкурируют за клиента, то есть за ресурс, за деньги покупателя. Надо сделать так, чтобы больше зашло покупателей в магазин, больше купило, там оставило свои деньги. Если какая-то крупная компания, то там руководители подразделений, директора департаментов борются за годовые бюджеты. То есть обязательно возникает конфликт за ресурс. Особенность первого типа конфликтов в том, что он сразу прекращается, как только кому-то отдается ресурс. Если его нет, то конфликт исчерпан.

Второй тип конфликтов — это когда конфликт возникает на уровне попытки доказать свою правоту. Причем, как показывает практика, люди в основном предпочитают оказаться правыми, чем получить какой-то ресурс. Для них главное — это  борьба за правоту, когда они  считают, что правы, и хотят, чтобы эту точку зрения приняла противоположная сторона конфликта. Это такое противостояние, когда задают вопрос — это ты думаешь, что я не прав, что я вру, что я обманываю? То есть здесь происходит отход от фактов, от ресурсов, и переходит на второй уровень — на уровне доказательств, что я прав. Проблема такого типа конфликтов в том, что они долгосрочные, не прекращаются, даже если произойдет перерыв между встречами конфликтующих. Есть здесь опасность перерастания в усиленный конфликт, буквально на уровне войны между ними, когда начинается уничтожение друг друга любыми способами. Большой риск, что можно потерять контроль. Существует третий тип конфликтов, который одновременно объединяет первый и второй. Предположим, возник конфликт между двумя людьми, и вдруг один из оппонентов по какой-то причине уехал в другую страну, потерялась связь с этим человеком, либо он умер, и конфликт не завершился. Не была доказана правота, не получен ресурс. Когда одна конфликтующая сторона пропала, конфликт остается в голове у другого человека. Он начинает в своей голове доказывать какому-то виртуальному оппоненту свою правоту, что он был прав, именно его положения являются правильными, а вторая сторона не права. Проигрывание этого виртуального конфликта порождает некий фильтр восприятия окружающего мира, и получается, что этот человек начинает неосознанно, что очень важно, обыгрывать этот конфликт, который сидит у него в голове, сначала с виртуальным человеком, а потом он этот конфликт пытается спроецировать на окружающих людей, на ближнее окружение, на своих коллег в бизнесе. В результате вокруг этого человека возникают постоянно какие-то конфликты. Он даже пытается всех мирить, как-то решить эти вопросы, но вокруг постоянно конфликтуют. Таким образом источник конфликта сидит в этом человеке, который проигрывается постоянно в его голове. Человек пытается спроецировать этот фильтр восприятия жизни именно через других людей, чтобы они проигрывали его конфликт. Если первый и второй типы конфликтов тратят силы и ресурсы каждой из сторон, то в третьем типе конфликта ты со своей стороны тратишь энергию, в тоже время твоя мозговая активность, эмоциональное состояние еще создают виртуального оппонента, с которым ты конфликтуешь. В результате ты во много раз больше тратишь сил, имея такой конфликт.

Как решаются подобного типа конфликты? Если это третий тип конфликта, ты понимаешь, что этот человек не осознает, что он источник конфликта, ему это признать сложно. Поэтому он должен обратиться к психологу, психотерапевту, чтобы в своей голове убрать этот момент. Если встречаешь такого человека, у тебя на самом деле два варианта. Первый вариант — это уйти из его окружения, в противном случае этот человек всегда будет держать всех в конфликтном состоянии, будет очень нервная рабочая обстановка. Второй вариант — ты исследуешь  постепенно этот конфликт, который сидит в голове человека, и понимаешь, какую из сторон надо обыгрывать, что он хочет видеть. За счет этого ты сможешь получать нужные ресурсы, тебя будут ставить на хорошие должности, продвигать, хорошо платить. Все преференции получишь от этого человека, если будешь отыгрывать нужную роль. Это затратно, но можно прекрасно использовать. Часто в крупных компаниях так и делают.

Подстраиваешься под самого крупного руководителя, и таким образом получаешь необходимые от него ресурсы, которые он отдает с удовольствием, потому что у него в голове сидит фильтр восприятия конфликта. То есть, грубо говоря, он должен видеть в тебе себя, ты должен показать, что у тебя такая же ситуация, как была у него.

Если ты имеешь конфликт второго типа, когда все идет на уровне — это я прав, не прав. Это абстрактная величина, которую нельзя зафиксировать, замерить. Здесь надо уметь разделить понятие ресурс, за который спорят в конфликте, и эту правоту. Умные переговорщики сразу ее отдают другой стороне. Они говорят, что не правы, надо вернуться к фактам, что ресурс принадлежит им. Здесь очень тонкий момент, который надо уметь перескочить. То есть соскочить со второй категории на первую на борьбу за ресурс, отдать другой стороне правоту, эту виртуальную вещь, пусть считает, что она права, но зато ты получишь что-то материальное. Таким образом ты перескочишь на конфликт первой категории, а такие конфликты всегда решаются. Потому что в борьбе за ресурс, а там ты говоришь о материальных измеримых понятиях, можно найти точки соприкосновения и решить этот конфликт. Если ты видишь конфликт третьей категории, то можешь лишь подстроиться и заполучить оттуда ресурсы, легко он не решается. Вторую категорию конфликта — это надо решать за счет  хитрости, что ты отдаешь правоту, а забираешь на себя ресурс. Надо перепрыгивать в первую категорию и там ее решать. Таким образом строятся сложные переговоры, когда возникают конфликты. С помощью знания, как работает конфликтология, можно управлять конфликтом.


Поделиться

Вам понравиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *